Но для их тесного взаимодействия нужны инкубаторы и акселераторы, которые помогают как с инвестициями, так и с клиентами. Об этом на K-Tech Summit 2024 рассказал Мират Ахметсадыков, управляющий партнер MOST Holding:
– Стартапы могут комплиментарно и синергетически встроиться в любой бизнес, решать его задачи и проблемы. Такие примеры есть у MOST Holding, чья экосистема развивается быстрыми темпами. А началось все с образования. У нас есть программы инкубации для стартапов на уровне идеи. Есть акселерационные программы для тех, у кого уже есть продукт и продажи, и нужно теперь ускорить развитие и прийти к масштабированию. Этим мы занимаемся уже более 10 лет.
Дальше пришли к привлечению инвестиций. Уже около 20 стартапов в нашем портфеле. Мы не только нашим фондом, но и с помощью сообщества инвесторов вложили порядка $15 млн в эти проекты. Никто из них, говоря на нашем сленге, не «умер», все живут и масштабируются – для нас это хороший показатель. Чтобы выбрать эти 20 проектов, нам пришлось просмотреть тысячи. Шанс нахождения удачного стартапа достаточно низок. С этой точки зрения, всегда нужно смотреть широкую воронку.
Хотелось бы сказать, что на рынке сформировалось искаженное представление о стартапере как о студенте. На самом деле, судя по нашему портфелю, это 35-летние мужчины, к сожалению, реже женщины. То есть, стартапы запускают не парни, которые пишут коды, а зрелые предприниматели, которые четко понимают проблемы своих клиентов, хотят дать эффективное решение и могут его мультиплицировать. Поэтому сейчас очень много основателей, которые приходят из традиционного вида бизнеса, или топ-менеджеров из крупных корпораций. Это тоже классно, когда, например, менеджер банка понимает проблему клиентов, и с помощью своей экспертизы создает продукт, который может быть применен разными финансовыми организациями.
Именно такие корни у стартапов, которые сегодня появляются в Казахстане и Центральной Азии. С этой точки зрения, обратите внимание на стартапы – это не зеленые студенты, а матерые ребята, которые решают конкретные проблемы. Компании могут на любых этапах своего развития работать со стартапами, выгружая свои проблемы и задачи в инкубаторы и акселераторы. На стадии MVP и PMF уже можно протестить продукт, чтобы понять, насколько он реально работает и соответствует вашим желаниям. И когда идет процесс масштабирования – у стартапа есть уже десятки клиентов и интеграций, есть выручка, тогда с ним уже проще работать, потому что есть доказанная база потребителей, которые постоянно платят. Значит, технология решает реальную проблему – помогает управлять бизнесом, сокращать операционные расходы, увеличить продажи и т.д.
Когда стартап достигает больших объемов, то уже работает с вендорами и дистрибьюторами в регионах. Здесь речь идет о проектах, которые давно работают и представлены достаточно сильно. В настоящий момент в Казахстане насчитывается порядка 5 000 стартапов. Да, 80% в этом году могут закрыться, но в следующем запустятся новые. И точно всегда есть 1 000 – это реальные проекты, которые привлекают инвестиции, получают выручку.
Хочу сказать, что компаниям вовсе не обязательно нанимать 100 разработчиков и пытаться своими силами создавать решения в своем офисе. Можно попробовать найти решения и на рынке. Группа компания «Сентрас» как раз одна из первых в Казахстане проводила хакатоны, искала таланты – почти 10 лет назад мы это делали вместе.
Венчурные фонды и акселераторы помогают стартапам на разных стадиях, пока те не станут прибыльными. У нас есть проекты, которые 2-3 года могут работать в минус, вкладывая деньги в R&D. Так что фонды являются не только драйверами роста стартапов, но и методом поиска талантливых людей и новых технологических решений. Есть много корпоративных венчурных фондов, они либо становятся партнерами в крупные венчурные фонды, либо создают специализированные подразделения и через них начинают инвестировать в стартапы. Таким образом они на ранней стадии входят в технологические стартапы, которые через несколько лет могут стать их конкурентами, покупают и интегрируют в свой бизнес. Это позволяет крупным игрокам рынка не оказаться в числе отстающих, оставаться всегда лидерами. Крупные бизнесы могут сотрудничать со стартапами двумя путями. Через поглощение, например: 1) Kaspi купил Santufei в 2020 году, который позже стал KaspiTravel; 2) Freedom купил PayBox в 2022 году, который теперь Freedom Pay. Через сотрудничество, например: 1) Beksar – платформа для розничного бизнеса, которая упрощает процесс расчета доходов, расходов и управления запасами; 2) Porte – приложение для эффективного управления всеми услугами отеля.
Около 20 проектов за последние 2-3 года были поглощены крупными компаниями. Но и сотрудничество тоже интересный путь. Так, мы познакомили микрофинансовую организацию KMF с разработчиками Beksar – платформы, которая собирает информацию о финансах МСБ. Это как раз-таки целевая аудитория для KMF, который выдает кредиты, и им нужно иметь как можно больше данных о своих клиентах для скоринга. Другой пример – Porte. Отели не будут создавать свои приложения, им выгоднее воспользоваться уже существующим решением на рынке. Тем более, что приложение Porte позволяет делать кросс-сейлы, апсейлы.
Стартапы меняют компании. Яркий пример – Easy Tap, онлайн сервис по заказу почасовых работников для ритейла и horeca, который решает проблему текучести линейного персонала. У платформы уже порядка 150 000 работников и 25 компаний-клиентов, которые снижают нагрузку на своих бухгалтеров и юристов, освобождая их от найма временного персонала. Другой пример – Prosper Pay, сервис, который позволяет сотруднику отслеживать количество заработанных к текущей дате денег и при необходимости переводить себе на карту часть из них, не дожидаясь дня выплаты зарплаты. Более 40 000 человек подключены к этому приложению, более 20 компаний являются клиентами.
Пока вкус к работе со стартапами у корпоративного сектора только появляется. В Казахстане мы можем говорить скорее не про компании, которые открыты к сотрудничеству со стартапами, а про акционеров, готовых к такому партнерству. Часто бывает и такое, что корпоративная культура не приспособлена к интеграции, то есть, основатель заинтересован в каком-то старапе, а вот его компания – нет. Системы не выстроены для работы с внешними командами.
Но все равно, мы видим, что у крупного бизнеса и стартапов много точек соприкосновения. Хорошо, что есть конференции как K-Tech, на которых можно встречаться и налаживать сотрудничество. Здесь рождается синергия.
Следите за нашими новостями на Instagram, YouTube, Telegrame
Всегда Ваш, K-PRO