Такой средой является банковский сектор Казахстана. О том, как на нем побеждать, рассказал СМО Jusan Bank Олегжан Бекетаев:
Конкуренция очень нужна бизнесу, чтобы компания не превратилась в болото. Часто в конкурентной борьбе есть «задира». Например, Burger King часто задирает McDonald’s.
Это срабатывает, когда бюджета на маркетинг меньше, чем у большого конкурента. В Казахстане такой забиякой стал оператор Tele2, у которого стратегия – выжигать рынок демпингом цен.
Конкуренция бывает пещерная, прикольная, честная или экологичная. Сейчас в Казахстане как таковой конкуренции нет – рынок поделен, клиенты итак покупают, ничего интересного в маркетинге не происходит.
Если маркетолог задает правильный тон в конкуренции, показывает потребителю, куда можно стремиться, то рынок начинает развиваться. Продуктологи начинают подтягивать качество продуктов, логисты ускоряют доставку и т.д.
Когда мы начали анализировать рынок, то поняли, что все банки говорят одно и тоже: быстро, выгодно, удобно. В общем, все берут рациональными сообщениями.
Наше решение было простым, мы сделали ставку на создание эмоциональной связи клиентов с Jusan. Мы решили начать с бренд-позиционирования, а продукт будем тюнить параллельно.
Запустили путь и пафосный, но эмоциональный слоган: «Верим в каждого, верим в тебя!». Решили строиться на миссии и ценностях, близких каждому казахстанцу.
Я верю, что бренд – это движущийся человечек. У него одна нога – это продукт, другая – имидж. Чтобы классно бежать, обе ноги должны быть одинаково сильными.
В итоге реализовали более 60 ярких имиджевых проектов и ивентов, снизили негатив, увеличили позитив. По итогам 2022 года, Jusan стал брендом №3 по узнаваемости, №4 по пользованию.
Инструменты выживания или что нужно менять? Креатив, big data, коллаборации. Рекомендую книгу «Аргумент в пользу креативности».
СЕО должны понимать, что маркетинг – это не расходы. Маркетинг – это инвестиции. Потому что, если ты что-то круто делаешь, но при этом не рассказываешь, это все равно что подмигивать девушке в темноте – она об этом не узнает, хотя намерения у тебя самые хорошие.
Наш нестандартный подход к развитию своего продукта: геймификация в банковском приложении. Цель состояла в том, чтобы люди совершали как можно больше разных операций в нашем приложении. Функций много, потому что речь идет об огромной экосистеме.
Параллельно надо проводить исследования: оценка здоровья бренда, фокус-группы, конкурентный обзор, отслеживание рекламы, A/B тестирование. Если хотя бы это все делать на системной основе, то вы уже будете бежать.
Сейчас все три потока клиентов меряются очень легко: органика, офлайн, digital. Больше данных – больше инструментов влияния. Например, мы увидели, что нам выгоднее кредитовать людей, которые часто посещают кофейни Starbucks, поскольку меньше попадают в просрочку.
Начинать конкуренцию нужно с гигиены. Чтобы сделать маркетинг великим, начните с процессов в своей компании. Они не должны душить идеи маркетологов излишней бюрократией. Если бизнес не может довериться своему маркетологу, то всегда будет хромать на одну ногу.
В то же время у меня есть сотрудники, которые работают бок-о-бок с бизнесом, и, соответственно, отлично знают, как продвигать их продукты.
Бренд – это обещание. Хороший бренд тот, который обещание выполняет.
Следите за нашими новостями на Instagram, YouTube, Telegrame
Всегда Ваш, K-PRO